Интервью Марысе Пророковой на Big Resale Weekend

Интервью Марысе Пророковой на Big Resale Weekend

20–21 апреля в петербургском пространстве Севкабель Порт состоялся второй фестиваль осознанного потребления Big Resale Weekend. Repubblica Verde посчастливилось стать участниками круглого стола на тему моды и устойчивого развития в рамках лектория фестиваля, а после пообщаться с модератором лектория – культурологом и стилистом Любовью Саблиной.

Любовь Саблина

– Как возник фестиваль Big Resale Weekend?

– Идея фестивалей «моды из комода» уже давно витает в воздухе. В Петербурге, да и не только, социальная жизнь регулярно разбавляется гаражными распродажами и всевозможными фестивалями, где коллекционеры с блошиных рынков делятся авторскими вещицами, дизайнерскими раритетами, или просто коллекциями более-менее легендарной одежды. Все это было логично собрать под одной крышей – и так появился первый Вig Resale Weekend, который прошёл задорно и глобально. Идея изначально заключалась в том, чтобы сделать модное, громкое культурное событие, чего и добивалась Инна Гордиян, с которой я изначально контактировала. Инна категорически не хотела получить еще один Ламбада Маркет – ярмарку с небольшим лекторием. Но так оно и вышло в итоге.

В этом году я решила поучаствовать непосредственно в организации и проведении фестиваля, о чем договорились с Инной Гордиян. К сожалению, в силу каких-то личных факторов организаторы не могли сойтись во мнениях, и Инна приняла решение выйти из состава команды, о чем лично я жалею.

Так как я непосредственно занималась только Public Talk’om и экспертным составом, то, разумеется, основной частью моего интереса и являлся образовательный блок. Он был действительно наиболее познавательный, интеллектуально ценный. Приятно, что все же до нас доехала Ольга Джонстон, которая признанный мировой эсперт в области экологичной моды, Галя из PlasticDoom и Оля Глаголя, которая одевает Бьйорк.

Немного жаль, что информационное освещение лектория показалось не лучшим, ведь было невероятное количество незабываемых лекций. На мой взгляд самой сильной и интересной частью фестиваля был именно лекторий, а про дискуссию до сих пор приходят благодарные отклики. Также это невероятно ценный опыт для экспертов – собраться наконец вместе, повзаимодействовать вживую и в реальном времени.

– Опишите ваш путь от культуролога к «устойчивому» стилисту. Какие тексты, идеи на вас повлияли?

– Отправной точкой, пожалуй, для меня были прочитанные еще в далеком 2005 году книги Х. Ортеги-и-Гассета, посвященные размышлениям на тему массовой и элитарной культуры. Мне кажется, его идеи вечны. По правде говоря, меня не покидает ощущение, что вокруг нас полно людей-симулякров. Спасибо Хайдеггеру и Бодрийяру за наше настоящее. Всем, кто интересуется подобными идеями искренне рекомендую книгу «No Logo» Наоми Кляйн (какая ирония, что автор книги – однофамилец Кельвина Кляйна!) и работу этолога Конрада Лоренца «Оборотная сторона Зеркала». Читаются легко и быстро, а послевкусие остается осмысленное. Также существует портал +1 (https://plus-one.ru/) (не путать с N+1), где об этом всем можно читать подробнее.

Я заинтересовалась экологией моды через помощь природоохранных организациям и волонтёрство. Далее успела поработать журналисткой и костюмером на телевидении, оценила весь масштаб катастрофы, в первую очередь я имею в виду образ мыслей большинства людей. Для меня одежда – важная часть жизни. Нас 7 миллиардов, и мы все одеваемся, раздеваемся, создаём это. Не случайно мода –вторая по загрязнению индустрия на планете, после добывающей отрасли. Пройдёт ещё немного времени, ресурсов станет не хватать, и тогда вопрос экологичной одежды перестанет обсуждаться в узком кругу – он будет насущной проблемой.

В свое время я успела посмотреть фильм «Нулевое влияние», главный герой которого вместе со своей семьей в качестве эксперимента решают прожить 1 год максимально экологично. Я сторонница экспериментов, только немного более умеренных. Два года не покупала никакой новой одежды, после чего серьезно пересмотрела свое отношение к секонд-хендам и функционалу, эстетике одежды в целом. Стала участвовать в свопах и разных мероприятиях по обмену одеждой, правда, основная моя цель чаще была избавиться, нежели забрать что-то домой. Такой уж я человек, строго следую своему же правилу: пришла одна единица одежды — 2 мой дом покидают. Это позволяет не захламляться и постоянно поддерживать себя в тонусе, не взять случайно то, в чем не сильно уверена.

– Как на ваш взгляд обстоят дела с устойчивой модой на территории России?

– В России, как это чаще всего бывает, есть прекрасные возможности для развития экотекстиля, его дальнейшей переработки, сбыта сырья, в том числе, продажи за границу. Но заводы стоят, в тех местах, где было бы возможно заниматься производством волокна из древесины, вроде тенсела или модала – безработица. Ситуация пока что выглядит так: мы за немаленькие деньги покупаем вещи из модала, хотя могли бы производить его сами и продавать соседним странам. Та же история с лесом, продажей древесины и покупкой мебели из ДСП.

Я регулярно вижу огромное количество обесценивающихся вещей, одежды, горы ненужного и некачественного барахла, которое не расходится даже на распродажах. И вижу, что отсутствует культура потребления в целом, хотя есть тот ценный для меня слой людей, которым не все равно, во что они одеты – и речь не про бренды. Безусловно, на нас всех сказывается вечная избыточность и безвкусица, которую нам в том или ином виде продаёт массовая культура. Я человек-антитренд, создатель личного бренда. Я наблюдаю, как жестоко обходится мода с индивидуальной стилистикой, и насколько необходим людям человек, который поможет сориентироваться в грудах ненужного и некачественного, предложит альтернативу, поддержит с выбором того, что украсит именно эту личность. Уверена, что моды больше нет, есть лишь понимание или не понимание себя, а также желание транслировать свою позицию. Мы регулярно видим стада одинаково одетых людей в торговых центрах, что рыщут по распродажам. Но бесконечные копии обречены на забвение. Для того, чтоб отлично выглядеть, не нужны 24 коллекции одежды в год, сумки логотипами наружу и хайповые кроссовки. Стиль – это концептуальность прежде всего, а она вовсе не трендами делается. Как стилист, я могу целиком одеть человека и на 16 тысяч, и на 800 тысяч. Дело не в деньгах, эстетику за деньги не купишь. Мозги – тоже.

Убеждена, что чем раньше мы осознаем свои перспективы и возможности, тем лучше для нас самих. Поколение детей с аллергией на пестициды, с помощью которых выпрашивается хлопок – это не миф. Да, они вынужденно носят 100% органик, и не потому, что это модно. Я искренне верю, что мы дойдем и до циклической экономики, и до экологичности в fashion-индустрии. Уже сейчас на территории России есть и экодизайнеры, и эколейблы. Верю, мы всего дойдём, главное, чтоб не было слишком поздно.

Интервью Марысе Пророковой на Big Resale Weekend: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *